снежный человек

rvb_glas

Делай что должно, и будь что будет


Previous Entry Поделиться Next Entry
Сто четыре года прошло, а ничего не поменялось
снежный человек
rvb_glas

Причины дороговизны

Товар не поступает в продажу непосредственно от производителя в руки потребителя, а проходит обыкновенно через ряд посредников-торговцев. Сначала закупает продукты крупный оптовый торговец, затем продает их среднему; этот перепродает мелочному, от которого, наконец, товар приобретается уже самим потребителем.

Конечно, такое посредничество обходится не даром: цена продукта значительно возрастет, пока он попадет к потребителю; разность в цене остается в руках торговцев. Покупая в чайном магазине фунт чаю за 2 руб., видим ли мы в этой молчаливой цифре, кроме денег, заплаченных китайцу-производителю, кроме стоимости перевоза, еще и значительный процент, накинутый и оптовым, и мелочным торговцем?

В современном общественном строе отдельные люди, обладающие капиталом, берут на себя труд доставления товара от производителя потребителю. В интересах общества иметь достаточное количество торговцев, которое необходимо для правильного распространения производимых продуктов. Но так как отдельные люди в своих поступках руководятся по преимуществу эгоистическими мотивами, не заботясь об общем благе, то число торговцев регулируется не действительной потребностью в них, а размерами торгового процента: чем выше процент, тем больше устремляется людей в торговлю. Когда торговцев мало, они устанавливают монопольные цены; когда число торговцев увеличивается, то цены, правда, от конкуренции понижаются, но в обществе тогда получается громадная армия людей, занимающихся торговлею. Но большей частью между торговцами, когда их много, устанавливается молчаливое соглашение на цены и благодетельное влияние конкуренции парализуется.

Следующие цифры покажут, во что превращается в руках мелких торговцев оптовая цена продуктов. Вино, покупаемое на местах по 50-60 сантимов за литр, продается в Париже за 1,5-2 франка; в Марсели отборный рис стоит 16 сантимов фунт, в Париже рис обыкновенный 50 сант. фунт; на кофе накидывается в Париже сравнительно с Марселью 30-35%.

Вследствие этого неудивительной станет та картина, которую мы видим во Франции: приблизительно десятая часть населения живет торговлею. То же и в Бельгии, и некоторые экономисты считают, что без вреда для дела число лавочек можно было бы сократить раз в 10.

У нас в России прибыль торговцев еще выше, особенно в деревнях и глухих местах.

"Самообразование", 1901 г.

?

Log in

No account? Create an account