снежный человек

rvb_glas

Делай что должно, и будь что будет


Previous Entry Поделиться Next Entry
"Легкая пехота", или как мы кормили комариков
снежный человек
rvb_glas


"Там где пехота не пройдет, где бронепоезд не промчится,
турист на пузе проползет, и ничего с ним не случится"
(слова народные, исполняет автор)




Карта маршрута

Итак, запланированный в свое время еще на майские праздники разведрейд холмовской "легкой пехоты" таки состоялся, хоть и несколько по иному маршруту и в ином составе, чем планировался изначально.

Пятница, 25 июня.

Стартуем из Москвы бородинской электричкой 22-30. Поздно, но что поделать. Предыдущая подходящая уходит в 19-15, и на нее народ просто не успеет с работы. Я забываю дома кружку, приходится в лучших традициях турклуба делать эрзац из банки фанты, который хоть и будет греться непотребным образом, обжигая пальцы, но пить чай из него будет все же удобнее, чем из кана.

Электричка сначала полупустая, потом (где-то в районе Филей) набивается дачниками с тюками, тючка, сумками, тележками и прочим барахлом (хорошо хоть саженцев не видать, не сезон). Потом дачники опять рассасываются, электричка снова становится полупустой, а от Можайска до Бородино едем "в персональном вагоне".

Выгружаемся. Темно. Но постепенно глаза адаптируются к темноте, так что дорогу хорошо видно и без фонарей. Дорога - бетонные плиты, периодически они ныряют в лужи, приходится обходить по бровке.

Идем с часа ночи до трех, никуда с дороги не сворачивая, вдруг обнаруживаем, что дорога как бы того. Совсем того. Нет ее. Кончилась. И прямо перед нами не то ручей, не то болото, не то озерце. Осмотревшись, понимаем, что промахнулись мимо поворота и влетели в брошеный карьер (точка 1 на карте).

Ну что ж, значит, судьба. Искать в темноте брод или обход - слишком дурацкое занятие. Решаем заночевать. Ставим лагерь и за какие-то четыре часа (с 4 до 8 утра) успеваем неплохо выспаться.

Утром собираем лагерь, ищем дорогу (тропу, точнее), идем по ней. Она быстро становится направлением, причем очень болотистым. Ломимся сквозь чапыжник и осоку. Удовольствие ниже среднего, комарики роятся. У Настасьи на ноге открывается незажившая до конца рана, что в сочетании с болотной водой оптимизма не внушает.

Доходим до автобусной остановки, Настасья остается стопить машину (что и было ей успешно проделано), а мы уходим дальше на маршрут уже вдвоем.

Постепенно начинает припекать, но мы идем все равно довольно резво. А с чего бы не идти так, если дорога пока хорошая, да и горки не слишком уж крутые (хотя под рюкзаком и они ощущаются).

Сворачиваем с Минского шоссе на юг.

В деревне Храброво обнаруживаем первый на маршруте из обозначеных на карте памятников (точка 2). Фигура солдата с венком, рядом табличка с девятью фамилиями (отснята), старший сержант, два сержанта и рядовые. Погибли при освобождении деревни в 1942 году. Памятник ухожен, ремонта не требует.

Идем дальше. В Преснецово находим еще два памятника. Первый (точка 3) довольно непривычного вида - гранитная не то стела, не то пирамидка, состояние неважное. Надписи нечитаемы совершенно, бордюрчик вокруг изрядно разрушен, металлическое навершие обломано, оградка покрашена абы как. Из опроса местных выясняем, что это памятник погибшим в 1941 году ополченцам. Памятник явно стоит привести в приличное состояние. Понятно, что делать с бордюром и навершием, но вот как сделать надписи читаемыми, я не знаю (гранит полировать в полевых условиях? как?)... Кому-нибудь из наших строителей есть смысл заглянуть туда во время очередной поездки, благо, крюк небольшой будет, памятник рядом с проезжей дорогой.

Второй в деревне памятник (точка 4) - уже привычная фигура солдата на братской могиле. Табличек с именами нет, нет и номеров частей. Если удастся найти в архивах хотя бы часть имен или номера частей, есть смысл установить соответствующую табличку. Состояние памятника приличное, за ним явно следят.

Идем дальше, припекает все сильнее, а профиль дороги все больше напоминает спину верблюда. Солнце светит точно вдоль дороги, так что тени от придорожных кустов нет. Асфальт раскалился и миражит, от него идет ощутимый жар, так что смещаемся на обочину. На подходе к деревне Свинцово понимаем, что надо бы на час-другой привалиться, а то рискуем мумифицироваться на ходу. Отходим от дороги, прячем в зарослях рюкзаки, Коля отправляется за водой в ближайшую деревню, а я иду искать обозначенный на карте памятник. Лес изрыт траншеями, есть несколько порушеных блиндажей (в один я чуть не занырнул сходу), воронки.... Памятника не обнаруживаю, но на указанном месте (как и в Леоново) - заброшенное (и тоже в 60-е годы - последняя табличка на кресте датирована 1962 годом) сельское кладбище (точка 5). Пара подозрительных мест (участки прямоугольной формы с резко отличающейся от окружающей растительностью, примыкающие к кладбищу) есть, но то ли это была могила, то ли опять же остатки блиндажа, сказать тяжело. На мой взгляд, памятный знак на месте боев тут вполне уместен.

Пообедав, идем дальше. На запад. В лес. Сначала по дороге, потом по заболоченому полю (поскольку дорога резко отворачивает совсем не в ту сторону, куда ей идти положено), потом переходим через овраг по дамбе из полусгнивших стволов деревьев и веток, потом проламываемся через чащобу на месте вырубки. Идти трудно, особенно с рюкзаком.

Выйдя на опушку, понимаю, что гнать дальше по маршруту Колю будет ничем не прикрытым садизмом с моей стороны, так что принимаю решение - Коля остается варить компот и отдыхать, а я налегке иду в радиальный выход. Время на маршрут оцениваю в 2.5-3 часа. Мда... Я малость недооценил местность и переоценил свои силы, как показала практика...

Иду. Опять болота, опять бурелом, опять хрен знает что на том месте, где на карте указана дорога. И всего этого много... И опять вырубки, на которых можно только проламываться, изображая молодого лося, бо между деревцами даже я не могу протиснуться, даже боком и выдохнув.

Выхожу на поле (точка 6). Опять же, нет следов памятника, но есть нечто странное, а именно четыре сросшихся старых березы (на вид - лет за сорок точно, толстые и высокие, выделяющиеся над окрестной растительностью), причем видно, что это не четыре ствола от одного корня, а четыре дерева, сидевших в углах правильного квадрата. Саженцы были? Не исключаю.

Опять же, рядом в изобилии следы боев - воронки, окопы...

С севера, со стороны Минского шоссе-Мокрого-Садков, ведет хорошая, накатанная грунтовка, проходяшая в трех сотнях метров от предполагаемого места захоронения. Рядом ручей, в ручье есть песок и булыжники (кремневые, в изобилии, крупные, от 10 до 30 см размером). Вода в ручье чистая, для приготволения пищи вполне пригодная, так что можно становиться около ручья лагерем. Комаров немного, поскольку место сравнительно открытое, но есть слепни размеров в мизинец.

По-моему, опять же стоит подумать о том, чтобы установить тут памятный знак, а то и найти все-таки точное место захоронения (но вопрос, как это сделать... но прочесать опушку леса и берег ручья потщательнее в любом случае не помешает).

Иду дальше, в урочище Федотово. GPS заявляет, что батареек осталось на час работы, и я его выключаю, сохранив запас питания на обратный путь. Для навигации хватит и солнца.

В Федотово и на соседнем поле (точки 1 и 9) не обнаруживаю ничего, кроме каких-то полуразрушеных строений (бытовки или нечто подобное) и зарослей крапивы в полтора моих роста. Походив немного, понимаю, что найти тут что-то можно только ранней весной, так что приходится возвращаться ни с чем. Обидно, но что делать.

Обратно иду уже не так бодро, сказывается усталость... Да и темнеть начинает. Добираюсь до места, где оставил Колю, в сильно замотанном состоянии (нету сил даже пожрать толком), ставим палатку и отбиваемся.

Утром просыпаемся в восемь, завтракаем (вот тут-то аппетит себя и проявил :o) ) и решаем идти в Свинцово на автобус.

Идем. На переправе через очередную переплюйку шириной максимум в метр подо мной ломается бревнышко (на вид солидное), и я оказываюсь почти по пояс в воде. Обидно. Только что носки ведь сухие надел, километр прошел, не больше. Выбираюсь на берег, дальше иду, булькая двумя аквариумами, по одному на каждой ноге. Бульканье сменяется хлюпаньем, и скоро ноги уже не мокрые, а влажные (хорошие ботинки попались), так что скорость не сбавляем (примерно 5.5 км/ч) до самой деревни.

На остановке никого не обнаруживаем. Ждем час, ждем два часа... Тишина... И только один и тот же серебристый джип с одним водителем внутри с завидной регулярностью проезжает мимо нас туда-сюда, пробуждая в нас люмпенские инстинкты.

Из деревни приходит женщина, от которой узнаем, что автобус будет только в районе трех-четырех дня. Материмся про себя, решаем попытаться застопить машину. Втроем успешно стопим жигули-"четверку", водитель которой предлагает подбросить нас до Уваровки (ему _почти_ туда ехать), причем от предложенных денег он напрочь отказывается. Не перевелись еще на свете добрые люди!

С ветерком доезжаем до места, смотрим расписание электричек, радуемся (ждать меньше часа) и присаживаемся на завалинку, перекусить (в местном магазине с громким названием "Династия" неплохой выбор поесть-попить, но ОЧЕНЬ тормознутые продавщицы...).

Точно по расписанию подходит электричка, садимся в на удивление пустой вагон и спокойно, без приключений добираемся до Москвы.

Итого: пройдено пешком с часа ночи 26 июня по 23 часа того же дня около 40 км в грузу и около 20 км налегке, средняя скорость движения (по одометру GPS) без учета времени стоянок и привалов - 5 км/ч плюс-минус 0.1 км/ч. На следующий день пройдено еще около 6 км.

Прогулялись нормально.

P.S. Какие еще кроссовки в наших лесах? Ботинки. И только ботинки. Но хорошие. И разнашивать надо.

P.P.S. Тому, кто проектировал тот рюкзак, что у Вольфшанце - этот самый рюкзак на горб, туда пару блинов от штанги для полноты ощущений (причем один из них в клапан) и прогнать по нашему маршруту. Будет идти медленно - гнать пинками.

P.P.S. А вот фото - скорее всего, уже после сборов будут.


?

Log in

No account? Create an account